Как предприниматель, который производит и продает хендмейд продукцию, именно вы управляете ценой товара. Она включает время, нужное вам для создания продукта вручную с нуля, материалы и много других вещей.
Эта стоимость является одной из многих причин, почему вы должны быть особенно внимательны обрабатывая запросы на скидку. Они, в свою очередь, бывают в разных формах, но все требуют четкого, активного и уверенного ответа. Ниже приведены некоторые примеры поведения, которые вы можете взять себе на заметку.
Друзья и семья
Очень сложная ситуация, особенно, если друзья и члены семьи, которые просят скидку, поддерживают ваш бизнес. Когда люди помогали и подбадривали вас, вам может показаться, что вы обязаны сделать им скидку. Это не так.
То, что вы им задолжали - это дружба, благодарность и поддержка. Но вы не обязаны отдавать им часть прибыли.
Лучший способ справляться с такими просьбами - создать правила и придерживаться их изначально и без исключений. Раз вы решили предложить скидку друзьям и семье, нужно определиться с кругом этих самых «друзей» и «семьи». Это люди, с которыми вы живете в одном доме, или же это жена двоюродного брата? После этого установите четкую сумму, которую вы готовы снять.
Если же вы решили не делать скидки, не вздумайте пересматривать свое решение. В случае, когда у вас есть сайт или страница в соцсетях, попросите друзей и родственников подписаться на обновления, чтобы быть в курсе акций и специальных предложений.
Люди, которые заявляют, что могут сделать это самостоятельно
Я думаю вы хоть раз выставляли свою продукцию на ярмарках. Тогда, вероятно, сталкивались с людьми, которые ведут себя примерно так: подходят, рассматривают, видят, что это ручная работа, и сразу же начинают выпрашивать скидку, мотивируя все тем, что точно такое изделие они могут легко сделать сами. Обидно такое слышать, согласна. Но вы не должны показывать, что обижены.
Зато можете ответить: «Я рад, что вдохновил вас подумать о создании собственных продуктов. Я тоже когда-то пришел к такому мнению, и вот я здесь, продаю свои изделия. Но кроме всего прочего, это мой бизнес, и я не делаю скидки просто так. У меня есть сезонные распродажи или специальные предложения, так что...». И здесь, если у вас есть сайт и работает рассылка, предлагаете клиенту оставить свой электронный адрес. Если сайта нет, даете свою визитку со ссылкой на соцсети.
Разговор следует завершить словами «буду рад услышать отзывы или вопросы о любом из продуктов. Спасибо».
Это лишь зарисовки диалога, который будет видоизменяться в зависимости от обстоятельств и окружения. Превратите обиду на комплимент и оставьте контактные данные своего магазина. Если человек отказался - значит он не относится к вашей целевой аудитории.
Оптовики
Розничные торговцы могут получить прибыль только в случае, если продадут ваш товар как минимум вдвое дороже, плюс доставка, если они ее оплачивают. В результате, у них есть огромный стимул выбить из вас скидку. На первый взгляд, предложение заманчивое, поскольку хорошие отношения с оптовыми клиентами могут обеспечить продажи на много лет вперед. Но не позволяйте пользоваться вами.
Например, если стоимость доставки товара до оптовика съедает значительную часть вашей прибыли - вы не можете ее оплачивать. (Увеличение цены на изделия, чтобы покрыть перевозку груза, может помочь избежать проблемы). Так же, если вы установили четкую цену, чтобы получить прибыль от минимальной покупки, не позволяйте ее понижать - кроме случаев, когда вся история не принесет вам убытки.
Повторюсь, трудно отклонять запрос каждого розничного торговца, так как он в перспективе может означать много продаж. Но если такой человек не хочет платить вашу цену в первый же заказ, она не захочет это делать и второй, и третий.
Так же, как обычные потребители, оптовики любят узнавать о специальных предложениях или распродажа, поэтому убедитесь, что они будут иметь доступ к такой информации.
Пользователи соцсетей
Иногда вы будете получать просьбы о скидке через свои торговые точки в социальных сетях. Такие запросы должны быть обработаны с особой тщательностью, потому что ваша реакция будет видна широкой публике.
Первое, что нужно сделать - это проанализировать платформу откуда вам написали. В Twitter, например, ответ надо вместить в 140 символов. «Наши цены указаны на нашем сайте / странице в соцсетях (ссылка). Подпишитесь на новости и получайте сообщения об акциях. Спасибо!».
Этот ответ делает несколько вещей. Первое - ссылка на страницу продукта. Второе - отказ в положительной обёртке, не нанесет вреда вашей репутации.
В Facebook, Instagram и Вконтакте можно написать больше текста, но основные принципы те же. И снова - не обижайтесь и не будь агрессивными. Превратите вопрос в возможность пропиарить себя и свой продукт.
Еще одна вероятная реакция на любой из выше описанных случаев. Вы можете предложить подарок при покупке минимальной стоимости, или другой стимул, чтобы люди стали постоянными покупателями. Важно помнить, что все эти маленькие скидки складываются в огромные суммы денег. Они требуют дополнительной работы, съедают время и энергию.
А как вы относитесь к людям, которые просят скидку на ваш продукт?